
Всех за одного
Дело в том, что данные из единого реестра запрещенных сайтов интернет-провайдеры скачивают и вносят их в свои системы блокировки. Однако возможность ограничивать доступ к конкретным URL-адресам (например, относящимся к конкретному пользователю) есть не у всех, так как это довольно дорогие устройства, поэтому связистам придется внести в реестр запрещенных ресурсов адреса instagram.com и youtube.com. Радует только то, что таких провайдеров в России немного, в основном такое оборудование у небольших региональных операторов связи.
Если речь идет о внесении в единый реестр запрещенных ресурсов основных адресов крупных интернет-сервисов (например, youtube.com), то Роскомнадзор пытается уговорить администрацию выполнить требования российского законодательства. Например, 23 июня 2017 года глава Роскомнадзора Александр Жаров в открытом письме предупредил Павла Дурова, что если он не предоставит данные, необходимые для включения мессенджера Telegram в реестр организаторов распространения информации, то им придется заблокировать сервис в России. На протяжении недели надзорное ведомство в публичном поле пыталось уговорить Дурова подчиниться требованию российского законодательства, и в итоге основатель «ВКонтакте» подчинился.
Предел терпения
Тем не менее уговаривать Роскомнадзор будет не всегда, есть у него предел терпения. Свою решимость надзорное ведомство показало в ноябре 2016 года, заблокировав американскую соцсеть LinkedIn после того, как администрация ресурса не выполнила требования российского законодательства.
Администрации других американских сервисов — Facebook и Google — сотрудничают с Роскомнадзором и поэтому до сих пор их сервисы не заблокированы в России, хотя формальные поводы есть. Например, по требованиям действующего законодательства, касающегося защиты персональных данных, обе компании должны перенести в Россию свои сервера, но пока не сделали этого, хотя и обещают. Роскомнадзор терпеливо выжидает. А ведь за невыполнение этих норм им грозит блокировка. На сколько хватит его выдержки, сказать сложно.
В случае внесения в реестр сайтов с запрещенной информацией 14 постов в Instagram и семи видеороликов на YouTube по иску Олега Дерипаски ситуация другая. Ведь блокируется не весь сайт, а только конкретные ссылки на посты, а значит, пострадать могут не все российские пользователи, а только небольшая часть (операторы которых не умеют блокировать веб-сайты постранично). А значит, на ограничение доступа к этим URL-адресам надзорное ведомство может пойти, например, чтобы подать сигнал администрации американских сервисов и показать решительный настрой и готовность пойти на крайние меры. И если американские компании не прислушаются и к этому сигналу, то следующим этапом может быть блокировка Instagram, Facebook и YouTube в России за то, что они не перенесли в нашу страну сервера с данными россиян.
Но это все негативные прогнозы развития ситуации. Не думаю, что у Facebook или Google есть желание проверить решительность настроя Роскомнадзора. Им все же проще ограничить доступ россиян к этим постам Насти Рыбки, чем потерять деньги, пусть и небольшие. Да и ни к чему тут принципиальность, ведь для остального мира запрещенный в России контент останется доступен.
С другой стороны, если они откажутся сами ограничить доступ россиян к этим ссылкам, то это уже будет сигнал с их стороны для Роскомнадзора. Значит, они готовы к блокировкам… Будем надеяться, что здравый смысл и забота о пользователях из России возьмут верх над принципиальностью.
Похоже, что отчасти это уже произошло: YouTube потребовал от администрации канала «Навальный Live» удалить запись эфира, в котором речь шла про расследование ФБК об Олеге Дерипаске и Сергее Приходько. «Если Вы не удалите контент, компания Google может быть вынуждена заблокировать контент», — говорится в сообщении сервиса.