Главная » Бизнес » В одной упряжке. Как Россия и Саудовская Аравия отреагируют на рост добычи нефти в США

В одной упряжке. Как Россия и Саудовская Аравия отреагируют на рост добычи нефти в США

Днем ранее Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало прогноз, согласно которому, США могут обогнать Россию и Саудовскую Аравию по добыче нефти уже по итогам 2018 года, хотя еще совсем недавно были крупнейшим импортером «черного золота», а в течение 2018 года добыча нефти в США может достичь 11 млн баррелей в сутки и превысить объем добычи нефти в Саудовской Аравии. Кроме того, агентство повысило прогноз по потреблению на 2018 года до 99,2 млн баррелей в сутки (+1,4 млн б/с), что выше его предыдущего прогноза и прогнозов ОПЕК, опубликованных ранее, и нефть продолжила негативную динамику.

На протяжении нескольких лет цены на нефть формируются за счет двух факторов, рассказывает Сергей Пигарев, руководитель Asset Management Club НИУ ВШЭ, главный финансовый аналитик нефтяной компа­нии «Мангазея». Это динамика добычи нефти в США и параметры соглашения ОПЕК+, и в ближайшие годы определяющее влияние этих факторов сохранится. Если высокие темпы роста добычи в США сохранятся — участникам соглашения придется реагировать, в противном случае снижение котировок нефти продолжится.

«Неожиданно высокий рост добычи нефти в США, повышение прогнозов по объему добычи в текущем году со стороны МЭА и Управления по энергетической информации США на фоне снижения нефтяных котировок создают необходимость более тесного общения представителей России и Саудовской Аравии. Страны являются лидерами мировой нефтедобычи и ключевыми участниками сделки ОПЕК+, которые взяли на себя наибольшие обязательства по снижению уровней добычи черного золота. В значительной степени, именно эти страны определяют дальнейшую судьбу соглашения», — рассуждает Пигарев.

По его мнению, новые рекорды американских сланцевиков и продолжение снижения цен на нефть могут заставить участников соглашения ОПЕК+ пересмотреть параметры сделки и дополнительно снизить добычу для поддержания баланса спроса и предложения и повышения котировок.

Негативным фактором для «черного золота» стала информация МЭА об уровне исполнения соглашения по ограничению добычи, заключенного в рамках ОПЕК+, полагает Богдан Зварич, старший аналитик ИК «Фридом Финанс» . И если в рамках ОПЕК соглашение выполнено на 137%, чему способствует падение добычи в Венесуэле, то вне ОПЕК соглашение выполнено лишь на 87%, что является негативным фактором для инвесторов.

«При этом я бы не сказал, что данный отчет может как-то повлиять на сделку, заключенную в рамках ОПЕК+. В принципе, МЭА не обозначило новых тенденций, не упомянутых в предыдущих отчетах. Посему и какие-то изменения в политике ОПЕК+ ожидать не стоит. При этом на мой взгляд, сохранение формата ОПЕК+ после сворачивания сделки по ограничению добычи выглядит вполне логичным», — считает Зварич.

Сохранение формата ОПЕК+ могло бы послужить стабилизирующим фактором для рынка энергоносителей. В свое время таким фактором выступала сама ОПЕК, однако ее влияние на сегодня ослабло, да и наличие крупных игроков типа России и США, не участвовавших в принятии решений картеля и не ограниченных его квотами, уменьшало роль ОПЕК на рынке углеводородов, рассуждает Зварич: «На сегодня Россия принимает активное участие в формировании рыночных ожиданий, работая с ОПЕК, что называется, в одной упряжке. В результате формат ОПЕК+ может прийти на смену «старой ОПЕК», создав условия, позволяющие балансировать рынок. Стоит отметить, что благодаря выполнению условий сделки по сокращению добычи, ОПЕК+ показал свою жизнеспособность».

По словам Тимура Нигматуллина, финансового аналитика компании «Открытие Брокер», соглашение ОПЕК+ имеет по большей части тактическое значение. Оно позволило снизить предложение в 2017 году и начале 2018 года. Это решает среднесрочные проблемы его ключевых участников (выборы в России, IPO Aramco в Саудовской Аравии, охлаждение политического кризиса в Венесуэле). 

В 2018 году эффекта соглашения ОПЕК+ будет недостаточно, рост предложения будет опережать рост потребления, считает Нигматуллин: «Рост мировой экономики отчасти нивелируется повышением ее энергоэффективности. К тому же рынок будет опасаться сворачивания ОПЕК+. Я думаю, что на этом фоне ОПЕК+ будет продлено до 2020 года и, с небольшой вероятностью, даже станет бессрочным».