О необходимости сплотиться в один кулак фермеры-сыровары впервые заговорили еще в 2014 году, когда Россия в ответ на западные санкции ввела продовольственное эмбарго. Обрадованные замаячившими перспективами энтузиасты сыроделия с головой окунулись в импортозамещение, начав массово варить деликатесы, по сути создавая новую отрасль. Однако вместе с новыми возможностями появились и новые проблемы. Оказалось, что и кадры готовить негде, и чиновники местами чудят так, что мама-не-горюй, да еще и законодательство то и дело «радовало» пионеров сырного дела нелепыми требованиями…
На сырных одиночек тогда мало кто обращал внимания. Но со временем голос российских сыроваров стал звучать громче: сегодня в стране действует уже более 400 частных сыроварен — в разы больше, что до объявления эмбарго! Барьеры же никуда не девались. И вот для того, чтобы их совместно преодолевать, около сотни фермеров со всей страны в минувшую среду объединились в ССР — Союз сыроваров России.
… Само собой, такой съезд не мог пройти без самого сыра. Его свезли в щедрых количествах, угощали им друг друга и им же зажевывали свои проблемы. Которые, несмотря на географию и разные территории, примерно одинаковы.
— За киловатт энергии плачу 7,6 рубля, — обсуждал в кругу кивающих коллег фермер из Тверской области Вадим Рошка, известный по публикациям в «Комсомолке». — Население платит всего 3 рубля. В месяц отдаю только за энергию 60-70 тысяч рублей, которые приходится тоже закладывать в цену сыра. Нас, оказывается, к большому бизнесу приравняли. При этом постоянно говорят о господдержке. Что за поддержка такая? Можно энергетиков уже на место поставить?
— Все в зал, начинаем! — отрывает коллег от бутербродов с сыром подмосковный фермер Олег Сирота, который выступает одним из организаторов съезда.

О необходимости сплотиться в один кулак фермеры-сыровары впервые заговорили еще в 2014 годуФото: Алексей ОВЧИННИКОВ
«Требуйте скидку!»
У сыроваров все серьезно — программа, выступления, протокол заседания… И специально приглашенные представители заинтересованных ведомств — Минсельхоз, Россельхознадзор, Минпромторг… Те благодарят их за инициативу «снизу», а в ответ оказываются завалены вопросами. Только по одной системе электронной регистрации молока «Меркурий», которую государство собирается внедрить в этом году, их так много, что договорились провести на эту тему отдельный разговор с чиновниками.
— А чем плох «Меркурий»? — спрашиваю.
— Да неплох, — отвечают сыровары. — Идея-то хорошая — это сильно ударит по производителям фальсификата: все сразу будет видно. Тех, кто пальмовое масло и мел использует, вмиг на чистую воду выведут. Но вот реализация… Система-то электронная, надо сразу в интернет цифры вбивать, а у некоторых из нас фермы в таких медвежьих углах, что там не то что интернет — телефон не ловит! И как?
— Почему закваски и ферменты импортные? Мы бы рады наши закупать, но где они? — пытали в это время очередного чиновника.
— В течении месяца проведем совещание по этому поводу, держим руку на пульсе, — держал ответ тот.
Тут же дружно сказали «спасибо» правительству за 3-летний мораторий на проверки их предприятий. Проверок действительно стало меньше в десятки раз, при этом ничего не сломалось и не ухудшилось.
Представитель Минпромторга благодарила сыроваров за то, что развиваясь, они потянули за собой отечественных производителей молочного оборудования.
— За год — плюс 19 процентов! — радовалась она. — Кстати, напоминаю, что существует 15-процентная субсидия на приобретение оборудования российского производства.
— А потом отчитываться устанешь, — ворчит кто-то по соседству.
— … И не надо будет никакой отчетности! — словно слышит его докладчица. — Просто находите производителя, требуйте у него скидку и все. А потом мы ему сами эти 15% субсидируем!
Сосед, кажется, доволен.
Сырная доктрина страны
По залу тем временем раздают листочки с кодексом сыровара. Его обязан будет соблюдать каждый, кто вступил или только собирается вступить в Союз: «Не фальсифицируй, соблюдай чистоту на производстве, выполняй обязательства, помогай коллеге в трудную минуту…» И снова постановляют: использующим сухое молоко, мел, пальмовое масло и другие обманки при производстве сыра — дорога в Союз заказана. Пойманных на фальсификате ждет немедленное отлучение от Союза и оглашение сего факта на официальном сайте Союза союзсыроваров.рф. Чтобы знали, кто мухлюет. Кажется, на моих глазах рождалась новая сырная доктрина страны.
— Круто! — снова радуется сосед. — Наклейку себе закажу, что в таком Союзе состою — как знак качества же будет!
— Мысль! — одобряют рядом.
Вскоре доходит очередь и до выбора председателя Союза сыроваров. Неожиданностей снова не возникает: все делегаты дружно голосуют за Олега Сироту, которому в ближайшие несколько лет придется разгребать не только свои, но и проблемы коллег по цеху.
— На самом деле объединение как таковое уже есть, просто оно было неформальным, — благодарит всех Сирота. — За год у нас было несколько исков, когда мы сообща вступались за обиженных коллег. И довольно успешно. Так будет и впредь, но теперь уже от нашего официального органа. Будут бить — кричите, будем помогать! Впишемся за всех!