Главная » Бизнес » Цифровая революция: почему российский бизнес боится действовать

Цифровая революция: почему российский бизнес боится действовать

Однако, бизнес осторожничает. Отчасти это связано с тем, что у акционеров и высшего руководства нет четкого понимания, что ждет рынок в ближайшие 5-10 лет в связи с быстроразвивающимися технологиями. Новейшие технологии, о которых раньше даже нельзя было мечтать, возникают и за 1-2 года становятся массовыми и доступными.

С другой стороны, стартапы, которые стремительно и в огромном количество появляются на рынке, вскоре оказываются в тупике: стартаперы не видят пути дальнейшего развития продукта или услуги, не могут соответствовать требованиям потребителей из-за постоянно меняющейся бизнес-среды.

Результатом становится недоверие участников среды к друг другу и, как следствие, большая осторожность в шагах. Бизнес не спешит инвестировать в новые технологии. Производители технологий не понимают, как обосновать необходимость и обеспечить окупаемость их продуктов.

Неопределенность будущего, доступность все больших объемов информации и скорость, с которой происходят изменения привычных продуктов и услуг, делают невозможным долгосрочное планирование и разработку подробных дорожных карт по цифровой трансформации на 3-5 лет вперед.

Что делать? Двигаться вперед! Но вместе, сплотив бизнес и разработчиков. На помощь приходит методология Agile, позволяющая создавать комбинацию краткосрочных планов и долгосрочного видения, которое постоянно корректируется по мере продвижения вперед.

Рассуждая о цифровой революции, уместно будет упомянуть модель Fail-Fast. Позаимствованная у разработчиков, она отлично работает не только в области IT, но и в других сферах бизнеса. Кратко процесс Fail-Fast можно описать следующим образом: выбранные технологии быстро тестируются, после чего принимается решение об их применимости и экономической ценности, технологии запускаются в работу по упрощенной схеме, в ограниченных масштабах, через определенное время результаты оцениваются, выносится вердикт: fail или success. Успешные технологии внедряются в производственный процесс. Плюсы такого подхода очевидны: практическая применимость технологии видна сразу на практике.

Стоит ли игра свеч

Согласно международным исследованиям — стоит. Итоги успешного процесса цифровизации производства впечатляют — это и повышение производительности активов на 3-5%, и снижение себестоимости на 10-20%. Вместе с тем происходит снижение брака, повышение производительности труда, снижение травм и аварий за счет устранения ошибок и человеческого фактора.

Очевидно, что быть в стороне не получится, необходимо принять концепцию цифровизации и начинать внедрение. Чтобы решиться, руководителям необходима иллюстрация успеха — но где взять успешные примеры, у кого перенять опыт? Здесь пальма первенства у предприятия автомобильной и авиастроительной отраслей, которые уже сейчас могут похвастаться передовыми технологиями, располагают примерами успешного использования дополненной и виртуальной реальности, цифровыми двойниками, искусственным интеллектом в сочетании с машинным видением и т.д.

Цифровизация производства 

В производстве большие объемы информации считываются с контрольно-измерительных приборов и записываются на серверы. Исследования показывают, что впоследствии в среднем используется только 5% этой информации. Это означает, что даже с текущим уровнем автоматизации существует большой потенциал повышения эффективности и своевременности управленческих решений.

Для большинства крупных российских мероприятий горнодобывающей, нефтегазовой и химических отраслей характерна массовость выпускаемой продукции (commodity). В этом случае основной упор цифровизации будет направлен на сокращение операционных затрат, повышение уровня качества и своевременность поставок конечному потребителю.

Для предприятий, выпускающих специальную или кастомизированную продукцию, цифровые технологии в первую очередь позволят разрабатывать продукты, которые в лучшей мере удовлетворяют потребности клиента. Это станет возможным за счет встраивания сенсоров в продукты, которые будут делиться информацией об их использовании.

Три практических шага, чтобы начать цифровизацию уже в этом году

  1. Внедрить мероприятия по повышению уровня использования доступной информации при принятии управленческих решений с 5% до 30-50%

К таким мероприятиями относятся: структуризация полученной информации, ее классификация, определение уровней, на которых она может быть полезной для принятия управленческих решений, разработка алгоритмов дальнейшего движения обработанной информации, ее хранения и использования полученных данных для анализа и сравнения показателей производственного процесса в дальнейшем.

  1. Привлечь внешний опыт (партнеры, бизнес-консультанты и т.д.) для определения приоритетных мероприятий и проектов по цифровизации производства

Действовать нужно быстро, но новые технологии требуют новых компетенций, а резкое изменение процессов управления производством может повлечь сбой системы и панику. Взгляд со стороны и внешний опыт крайне важны производственным компаниям, впервые приступающим к трансформации.

  1. Запустить мини-проекты по адаптации, тестированию и разворачиванию новых технологий на производственных участках

В условиях неопределенности лучше работает стратегия «попробовать и скорректировать». Это более безопасно и эффективно, чем разработка подробного плана на многие месяцы вперед.

Как выбрать наиболее «нужные» технологии

Итак, мы в окружении цифровых технологий и устройств. С каждым днем их становится еще больше. И еще больше находится в опытной разработке. Как сориентироваться в этом, выбрать те технологии, которые нужны именно промышленным предприятиям? Изучить истории успеха, узнать об опыте других предприятий в разных отраслях.

Примеров много — это и завод BMW с применением технологий дополненной реальности и роботами, и российский Камаз, выбравший курс всеобщей роботизации и автоматизации своих производств, и многие другие.

Главное условие при выборе направления цифровизации: применимость тех или иных технологий должна быть обоснована и оправдана с точки зрения экономики и будущего компании. Правильно выбранная модель трансформации заставляет технологии работать в нужном направлении: изменять сам продукт или снижать затраты и повышать уровня сервиса для клиентов.

В целом задача понятна: учиться у лучших, делать выбор в пользу технологий с экономически обоснованной применимостью, использовать краткосрочные, но более точные методики планирования, корректировать курс по мере продвижения вперед, использовать сложившуюся на рынке ситуацию с «осторожными» игроками в своих интересах.