Главная » Экономика » «Муниципалитетам Приморья нужны самостоятельность и понятные правила»

«Муниципалитетам Приморья нужны самостоятельность и понятные правила»

Встреча «Тихоокеанского дискуссионного клуба». Фото: Жанна Беляева

1 марта, PrimaMedia. Социально-экономическое развитие региона невозможно без сильных муниципалитетов. А муниципалитеты, в свою очередь, не могут быть сильными без финансовой самостоятельности, грамотных кадров. Практика последних лет показала, насколько значима и позиция региональной власти в судьбе местного самоуправления. Проблемы и перспективы МСУ в Приморье стали темой второго мероприятия «Тихоокеанского дискуссионного клуба», прошедшего во Владивостоке при поддержке КЦ «Эксперт Групп». Экспертами дискуссии под названием «Сильное Приморье — Единое Приморье», которая прошла в формате «без галстуков», выступили политологи, консультанты, представители внутриполитического блока администрации Приморья, депутаты Госдумы, Заксобрания, а также представители муниципальной исполнительной власти, сообщает ИА PrimaMedia.

В последние годы системный кризис управления в полной мере коснулся и местного самоуправления в Приморском крае. В основе этого как кадровая политика руководства региона, которое после реформы МСУ 2014-2015 годов (отмена прямых выборов) получило этот рычаг, так и бюджетная разбалансированность муниципалитетов. По мнению экспертов, смена губернатора дает возможность исправить сложившийся перекос, при участии всех сторон – включая экспертное сообщество.

Укрупнение нужно, но не везде. Универсальный рецептов нет

Впрочем, необходимо вносить и системные изменения. Произойти они могут уже после выборов президента РФ. Как писал недавно «Коммерсант», помощник президента Николай Цуканов и секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак проведут ряд форумов Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС), в рамках которых планируется поднять вопросы о месте МСУ в системе власти, возможностях его развития и реформирования, финансовой обеспеченности муниципалитетов: малых городов и исторических поселений. Предполагается обсудить возможность корректировки закона об МСУ, в том числе по вопросу укрупнения муниципалитетов, преобразования муниципальных районов в городские округа.

В Приморском крае идею укрупнения поддерживают. Но нужно делать это очень вдумчиво, учитывая мнение населения, говорит депутат Государственной думы РФ по округу №62 Сергей Сопчук, в прошлом председатель регионального парламента и глава Октябрьского района Приморья.

«Мое мнение, это хороший опыт. Я «за» одноуровневую систему. Но к этому нужно внимательно относиться и учитывать интересы населения, в том числе и поселений. Есть опыт, когда поселения работают хорошо, поэтому там шашкой рубить не надо. Но есть и много мелких поселений, вот тут целесообразно проводить укрупнение, — считает Сергей Сопчук.

— Я сам работал при одноуровневой системе, когда глава района отвечал за все. И было понятно людям, с кого спросить. Сейчас и поселения, и районы, и полномочия меняются, как и законодательство, и народ не знает, к кому бежать, у кого какие полномочия на данный момент. В итоге получается путаница. Тем не менее, есть опыт положительный в ряде районов, где достаточно сильные поселения и они справляются со своими обязанностями. Можно привести опыт Октябрьского района, где всего два поселения. И есть много районов, где есть по шесть, восемь поселений. Поэтому универсальной формулы нет. Нужно изучать ситуацию и учитывать мнение населения. Есть возможность изучить опыт других регионов, где только городские округа. Такие примеры есть на Дальнем Востоке. Но все же главное – увеличение доходной части, налоговых поступлений».

Не сговариваясь, поддержал идею укрупнения депутат Государственной думы по округу №63, председатель Ассоциации муниципальных образований Приморья Владимир Новиков, который 16 лет руководил городом Артемом.

«Это самоуправляемая система при ограниченном финансировании, а оно всегда будет ограниченным. Дать людям возможность поговорить без финансирования процессов – это не демократия, это даже не анархия, это большая проблема. Это бы сэкономило денежные средства для решения вопросов на территориях. Но на сегодняшний день это будет сделать непросто, — считает Владимир Новиков.

– Некоторые попробовали, просят машину, секретаря, повышения заработной платы. Некоторые в этом видят демократию». То есть не все будут готовы отказаться от своих рабочих мест.

Отметим, что в Приморском крае при губернаторстве Владимира Миклушевского был анонсирован процесс укрупнения муниципалитетов. Планировалось объединить Партизанск и Партизанский район, Дальнереченск и Дальнереченский район, Большой Камень и Шкотовский район, Спасск-Дальний и Спасский район. На деле к сегодняшнему дню удалось провести укрупнение на поселенческом уровне, и оно продолжается при нынешнем главе региона.

Глава Спасска-Дальнего Вячеслав Квон в ходе встречи признал, что вопрос объединения требует консолидации и понимания необходимости преобразований всех сторон. Как рассказал градоначальник, муниципалитет получит экономию. На фоне субъекта эта сумма, может быть, не столь велика, но для территории – это деньги.

«Мы проводили специальные расчеты по этому поводу. Прямой эффект по экономии порядка 50 млн за счет административного аппарата. Со стороны муниципального района было опасение, что будет достаточно длинное плечо между жителями поселений, главой и администрации. Но это все отработано на успешном примере Артема и Уссурийска. Я считаю, что, наверно, это необходимо делать», — говорит Вячеслав Квон.

Где деньги?

Другая проблема муниципалитетов – деньги и полномочия. По словам бывшего главы Арсеньева, депутата Заксобрания Владимира Беспалова, сейчас муниципалитеты в рамках нынешних бюджетов способны только обеспечивать исполнение полномочий по социалке. Изыскивать средства на развитие может лишь 10% МО региона.

«Я в 1999 году стал главой, немножко поработал с Наздратенко, потом пришла команда Дарькина, и мы посчитали, а сколько же нужно средств для того, чтобы выживать. И с прискорбием установили, что в крае самодостаточных муниципальных образований нет. И тогда первый вице-губернатор Костенко изобрел формулу: 50-55% мы тратим на зарплату бюджетникам, 20-25% на оплату ЖКХ, школы детсады, больницы. А на прочее – «копейки», порядка 15-25%. Это дороги, кладбище, устройство территории, уличное освещение. В целом, 34 полномочия. Далее закон был принят, а ситуация не улучшалась. Появилась идея подсчета сбалансированности бюджетов. По нормативам. С учетом различных тарифов. Вот сейчас ступенька такая: для того, чтобы построить условно дом, детсад или школу, создана система софинансирования. Предположим, надо отремонтировать 10 км дорог, но 2 км оплачиваешь сам, а 8 даст край. Нормальная схема, но она удовлетворяет тех, у кого есть свободные деньги или довольно большой бюджет, когда можно с апреля по ноябрь аккумулировать деньги, а потом взять кредит, а потом его загасить. Только десятая часть МО может так делать», — говорит Владимир Беспалов.

Депутат ЗС ПК Владимир Беспалов

Депутат ЗС ПК Владимир Беспалов. Фото: Жанна Беляева

Глава Спасска-Дальнего рассказывает о том, как ему удается «выкручиваться» в условиях непростой финансовой ситуации, которая была в городе еще несколько лет назад.

«В Спасске пришлось встречаться и перенастраивать предпринимателей, жителей в плане того, что «телеги денег» Квон с собой в Спасск не привез. К примеру, в Спасске денег на благоустройство территории около 5%. Хоть что-то сделать: ямочный ремонт, дороги, освещение. Было принято решение встретиться с жителями и совместно выбрать, что нужнее. В Спасске ярко выраженные микрорайоны, сложившиеся исторически вокруг крупных предприятий. Я понимал, что может возникнуть конфликт, что каждый будет лоббировать свой интерес, но сложилось очень хорошо, жители сплотились: сначала городской парк, потом центральную дорогу, входная зона в поликлинику, ремонт центральной улиц. В итоге нам удалось сделать концепцию развития Спасска до 2025 года», — поделился Вячеслав Квон.

Заместитель главы Владивостока Игорь Ткаченко

Заместитель главы Владивостока Игорь Ткаченко. Фото: Жанна Беляева

Владивостоку на фоне других территорий, естественно, грех жаловаться. Здесь 10-миллиардный бюджет. Хотя, если сравнивать с тем, сколько тратится на содержание только аппарата правительства Москвы, за приморскую столицу становится обидно. Но речь сейчас не об этом. Есть определенная несправедливость, заложенная в межбюджетных отношениях.

«Владивосток формирует более половины бюджета края, обратно получая порядка 9%. Это отдельная тема, с которой разбирались и просили увеличить, но пока всё остается так. Вопрос бюджетной наполняемости и бюджетной обеспеченности основной для функционирования и развития МО. Здесь и вопрос повышения доходной базы, здесь работа с современными финансовыми инструментами, которые существуют сейчас на рынке. По всем этим направлениям Владивосток, конечно, работу проводит, но на сегодняшний день бюджет Владивостока второй или третий год – это не бюджет развития, каким он был. А он таким был, потому что за последние годы только новых детсадов построено 25, это хороший показатель. Сейчас это бюджет функционирования. Мы фактически содержим ту или иную инфраструктуру, какая есть в том состоянии, в каком она есть. Это главная проблема», — говорит заместитель главы Владивостока Игорь Ткаченко.

По его мнению, нужно привлекать других субъектов для развития. Возникает вопрос: субъекты развития в муниципалитете – это кто? Только власть и все?

«Это, прежде всего, бизнес-структуры территории. И понятно, что Владивосток находится в более выигрышной ситуации. Вопрос государственного партнерства – это вопрос, который должен развиваться, и он будет развиваться. Новый глава города Виталий Веркеенко ставит вопрос именно таким образом, что должно развиваться взаимодействие со всеми активными людьми, которые нацелены на развитие города», — считает Ткаченко.

В качестве примера он привел проект благоустройства Нагорного парка, инициативу которого проявила компания ДНС.

Известно, что в самом парке компания установит свой шоу-рум, но при этом вокруг будет создана инфраструктура для развлечений, отдыха горожан, и территория будет поддерживаться в надлежащем состоянии.

Но пример Владивостока – это пример столицы края. Большинство муниципалитетов живут все-таки в иных реалиях. И без достаточного финансирования ни о какой самодостаточности речи быть не может. Сергей Сопчук отстаивает позицию, что именно таким – сильным и самодостаточным – должно быть местное самоуправление.

«На мой взгляд, в Приморском крае есть проблема разбалансированности в отношениях между краевым бюджетом и муниципальным. Есть разбалансированность между доходной частью и расходной. В большинстве муниципалитетов постоянная доходная часть, к сожалению, может только перекрыть обязательные расходы, условно говоря, на уровне зарплат. И здесь не приходится говорить о развитии. Особенно когда у муниципалитета высокая закредитованность. В каких-то муниципалитетах ситуация может быть получше, и они могут поучаствовать в краевых программах и далее в федеральных. Именно поэтому важно создать в крае равные условия для всех муниципальных образований по доступу к «софинсированию», — считает депутат.

По его словам, должна быть стимулирующая часть работы самого муниципалитета по наращиванию собственных доходов. Но при этом со стороны МО не должно быть иждивенчества. «Край» должен внимательно относиться к территориям. Нужно разобраться, провести анализ, как муниципальные образования с такими деньгами будут выполнять свои обязательства. Со времен подготовки к саммиту АТЭС сохранился дисбаланс, который выражается в жесткой концентрации средств на краевом уровне. Есть определенная несправедливость. А ответственность за все в итоге несет муниципалитет», — говорит Сергей Сопчук.

Кадры решают

«Муниципалитет на сегодняшний день – это не площадка для большой политики, это – хозяйствующая площадка, где нужно брать больше и кидать дальше. В муниципалитеты должны приходить руководители с опытом, пониманием формирования бюджета и прочих вещей», — считает Вячеслав Квон.

О необходимости грамотной кадровой политики и работающих кадровых лифтов высказались абсолютно все эксперты. Для приморских муниципалитетов, впрочем, и для регионального уровня тоже, этот вопрос стоит достаточно остро.

«Говоря о развитии муниципалитетов, я во главу угла всегда ставлю кадровое обеспечение, как первостепенный и значимый вопрос. Моя субъективная позиция: на сегодняшний день вопрос кадрового обеспечения недостаточно проработан. К кадровому вопросу нужно относиться только системно, не бывает эпизодической работы по кадрам», — поделился заместитель директора департамента внутренней политики Приморья Сергей Батаев.

Муниципальные образования Приморья всегда были хорошей кузницей кадров. Есть много примеров вертикальных перемещений. «Владимир Новиков, прежде чем стать депутатом Госдумы, 16 лет руководил Артемом. Сергей Сопчук до работы в Госдуме был главой Октябрьского района, спикером Заксобрания, руководил фракцией. Первый вице-губернатор Александр Костенко пришел на краевой уровень из муниципальной власти – он был заместителем главы Уссурийска и Уссурийского района. Есть примеры горизонтальных лифтов: экс-глава Арсеньева Александр Дронин на свой пост пришел из Чугуевского района, нынешний глава Спасска-Дальнего Вячеслав Квон – с позиции спикера Думы Артемовского городского округа. Есть пример Сергея Рудицы, которого жители Уссурийска до сих пор уважают, в селах знают, кому обязаны за те или иные объекты. И это, безусловно, сильные политики и хозяйственники с большим опытом. К сожалению, эта кадровая скамейка на сегодня исчерпана и она ограничена. В приморском местном самоуправлении сильных и самостоятельных глав сегодня – единицы», — отмечает политический обозреватель, представитель «Тихоокеанского дискуссионного клуба» Ольга Кишаковская, выступившая модератором встречи.

По ее мнению, с одной стороны, местное самоуправление в силу политической позиции предыдущего регионального руководства было поставлено в такие условия. С другой, эта самая позиция привела к тому, что руководить на местном уровне некому. Вернее, мало кто может это делать грамотно.

«Поэтому фактически сейчас новому руководству региона, если есть желание муниципалитеты сделать сильными, предстоит все начинать с нуля. Ранее была выстроена и система взаимодействия краевой администрации с муниципалитетами в формате ежемесячных советов глав, на которых глав действительно слушали, губернатор учитывал мнение, если звучала критика, то она была обоснованной. Главы знали, что с них могут спросить, но за дело, и при этом им помогут, а не бросят со своей проблемой один на один. Также в регионе была выстроена система обучения и глав, и сотрудников местных администраций. Сейчас была озвучена инициатива ассоциации МО Приморья о возрождении системы обучения, врио губернатора откликнулся на это предложение, и будет здорово, если все реализуется.

На мой взгляд, Андрей Тарасенко должен публично подтвердить новые, понятные и принимаемые всеми сторонами правила», — считает эксперт.

Политолог, руководитель КЦ «Эксперт Групп» Павел Наливайко отмечает актуальность создания кадровых лифтов в регионе. По его мнению, привлекать необходимо, в первую очередь, местные кадры.

«Каждый год у нас сотнями выпускаются политологи, экономисты, менеджеры, государственные и муниципальные управляющие. И, как правило, эти люди идут работать не по специальности. Мало кто из них знает, что тот опыт, который они могут получить на госслужбе, незаменим. Через лидеров общественного мнения, руководителей органов исполнительной власти, через депутатов необходимо до них доносить позицию о том, что проработав год-два на муниципальной службе неважно, будь то Спасск, Артем, Владивосток, это внесет огромную лепту в профессиональный багаж.

Кроме того, на уровне региона должны быть понятные правила кадровых лифтов. В частности, через региональные конкурсы по аналогии с «Лидерами России». И здесь те самые выборы, которые пройдут в этом году, это прекрасная возможность запустить маховик набора кадров», — считает политолог. Кроме того, Наливайко считает, что краевая администрация должна стать тем местом, где глав действительно услышат, помогут решить проблемы и подскажут.

По словам Владимира Новикова, ассоциации муниципальных образований Приморского края уже удалось получить одобрение со стороны руководства региона на обучающие мероприятия для глав:

«Мы предлагали и предыдущему руководству края на постоянной основе сделать обучение руководителей высшего уровня, потому что на самом-то деле институты и университеты они де-факто глав городов и территорий не обучают. Они уже в процессе самоуправления ими становятся, ну а в дальнейшем в сфере действующего законодательства им уже нужны курсы повышения квалификации, кому-то курсы вхождения в должность, когда только избрался. Одно дело, даже если выборный процесс, ты участвуешь и умеешь говорить, убеждать. Но, когда ты приходишь, ты сталкиваешься с совершенно другими вопросами: бюджетным финансированием и т.д. Это не как взять из кошелька деньги и что-то купить. Это различные законы: 44 ФЗ и т.д., несоблюдение которых карается действующим законодательством. Это взаимодействие с коллективом, и таких вопросов очень много.

Я как руководитель ассоциации наших муниципалитетов понимаю, что в этом есть пробелы. Есть достойные, сильные главы, но есть слабенькие, они хотят, но им нужна помощь. И мы такую программу подготовили. Мы хотим, чтобы край и губернатор в частности нас в этом полностью поддержали, помогли с соответствующим финансированием, и на постоянной основе готовили резерв кадров для всего Приморского края».

Депутат уверен, что если решить проблему кадров, то проблему коммуникаций с руководством края эти кадры решат.