Главная » Бизнес » Преодоление и прорыв: как государство планирует поднимать автопром

Преодоление и прорыв: как государство планирует поднимать автопром

По мнению главного редактора портала «За рулем» Артур Саруханов, тем самым премьер сигнализирует зарубежным автопроизводителям о стабилизации ситуации, однако о возвращении марок говорить еще рано: «Нельзя сказать, что мы фиксируем какое-то невероятное оживление. С тех пор, как ряд брендов объявил об уходе, рынок сократился вдвое. А оптимистичный прогноз на этот год – +10%. Присутствующие марки изо всех сил стремятся сохранить свои доли, о приросте продаж речи не идет. Кроме того, наш рынок жестко сегментирован и новых игроков здесь никто не ждет».

Закрепить позиции в России автомобильным производителям поможет дальнейшая локализации продукции, отмечает Дмитрий Медведев. А для этого необходимо «повышать привлекательность российской юрисдикции для бизнеса, стимулировать привлечение инвестиций в производство комплектующих, чтобы у автопрома формировалась своя база местных поставщиков».

Однако производству локальных компонентов препятствует небольшой объем выпуска автомобилей, получается замкнутый круг:  «Рентабельность для автобрендов начинается от 30-40 тыс. автомобилей в год. В нынешних условиях компании локализуют продукцию так, чтобы проскочить сквозь заградительные пошлины. Реальных экономических стимулов для наращивания локализации, к сожалению, нет», — считает Саруханов.

Решением должны стать Специальные инвестиционные контракты (СПИК), которые придут на смену режиму промышленной сборки. По словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, в будущем  претендовать на государственные субсидии смогут лишь компании, взявшие на себя дополнительные обязательства по локализации продукции. 

Читайте также

На ниве предположений: как изменится Lada 4X4 и кто займет ее место

Наращивание экспорта

Другим ключевым положением Дмитрий Медведев считает наращивание экспорта. В условиях сокращения внутреннего рынка, это является единственным способом обеспечить загрузку автозаводов и сохранить производство. «Нужно наращивать экспорт. Это сделать непросто. Конкуренция на этом рынке очень высокая. Поэтому нужно не только повышать качество и узнаваемость товаров, которые сделаны в России, но и искать инструменты поддержки экспортеров, чем занимается весь мир», — подчеркнул премьер.

Напомним, что такие инструменты давно уже предлагаются Минпромторгом: это льготное кредитование для иностранцев и субсидирование скидок при продаже отечественных машин за рубежом. В последнем случае речь идет об определенной сумме, которая будет выдаваться в обмен на утилизацию старой машины при условии покупки новой российской.

Однако это в большей степени касается отечественных брендов, а насколько привлекательным является экспорт для иностранцев, построивших в России заводы? «Крупные игроки следуют различной стратегии на нашем рынке. Кто-то выпускает адаптированные для нас машины. Например, Volkswagen производит здесь модель Polo, которая имеет мало общего с европейской. Будет он продавать ее где-то еще? Скорее всего, нет. Kia выпускает у нас линейку, аналогичную китайской. Очевидно, в Европу они не пойдут – там совсем другой модельный ряд», — считает автоэксперт Сергей Асланян.

В ногу со временем

Автомобильная отрасль должна сокращать технологический разрыв, ориентироваться на передовые технологии:  «Это касается источников энергии, экологических требований, информационных технологий, требований безопасности и инфраструктуры», — заявил Дмитрий Медведев. Предполагается, что к 2020 году государство сосредоточится на поддержке высокотехнологичных продуктов: электрокаров, газомоторного транспорта, автономных автомобилей.

Движение в этом направлении, безусловно, есть: так, в прошлом году на рынке появилась битопливная Lada Vesta CNG, сервис «Яндекс.Такси» тестирует автономный автомобиль. Однако это кажется каплей в море по сравнению с изменениями в транспортной сфере, происходящими за рубежом. Особенно, если учесть, что отечественных электрокаров, по-прежнему, нет, да и вообще электромобили отсутствуют в продаже. Отсутствует и зарядная инфраструктура для них — она пока только испытывается. В этом отношении «Стратегия 2025» может только указать направление, однако достижение поставленных целей в среднесрочной перспективе кажется невозможным.

Читайте также

 Спасти автопром. Как будут работать новые правила господдержки автоконцернов