Главная » Бизнес » Закрылки родины: как обеспечить прямые рейсы для региональной авиации

Закрылки родины: как обеспечить прямые рейсы для региональной авиации

Вечный транзит

Сложившаяся практика стыковочных перелетов экономически обусловлена, и отказаться от нее будет непросто — такого мнения придерживается ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федор Борисов: «Сегодня до 80% трафика идет через Москву, однако это не прихоть авиаперевозчиков, а отражение сложившейся экономической модели. В столице сосредоточена большая часть российских авиакомпаний, здесь проходят основные денежные потоки, присутствует платежеспособный спрос. Чтобы развести трафик по регионам, требуется реальная экономическая мотивация. Фактически речь идет о глобальном процессе децентрализации экономики».

Один из способов мотивации перевозчиков — понижение или обнуление ставки НДС для внутренних рейсов. Такая идея в 2017 году обсуждалась на правительственной комиссии во главе с вице-премьером Аркадием Дворковичем. Расходы на НДС закладываются в стоимость билета, соответственно, обнуление даст возможность понизить стоимость перелета.

Другой механизм развития региональных перевозок — государственное субсидирование. «Речь не должна идти о постоянном субсидировании убыточных направлений, — убежден Федор Борисов. — Однако есть такое понятие, как «раскатывание маршрута». Пока привыкнут пассажиры, пока они убедятся, что это постоянный маршрут. Думаю, что господдержка должна осуществляться трехлетними циклами».

При этом субсидиант и перевозчики должны быть готовы к тому, что часть маршрутов все-таки «не взлетит», и не относиться к этому как к провалу, добавил эксперт.

Инвестиции в небо

Как заявил глава Минтранса Максим Соколов, финансирование программ развития сети региональных перевозок должно осуществляться в основном на средства частных инвесторов. «Уверен, что для этого должны быть задействованы все источники, но большая часть — это средства инвесторов и внебюджетное финансирование. Программа реализуется уже сегодня, ее надо наращивать для решения задач, поставленных президентом», — цитирует ТАСС Соколова.

«Также требуется составить открытый и прозрачный список заведомо убыточных, но стратегически важных маршрутов, которые государство обязуется субсидировать на постоянной основе», — добавил ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.

В середине февраля стало известно, что правительство России намерено рассмотреть вопрос о субсидировании дальних региональных перелетов. Соответствующее предложение внес сенатор от Бурятии Вячеслав Наговицын. Речь идет о маршрутах протяженностью свыше 350 км. Если решение будет положительным, субсидии могут закрепить за рейсами в Таксимо, Нижнеангарск и Кырен.