Главная » Бизнес » Китайская грамота: почему команды НБА дорожают быстрее клубов из других лиг

Китайская грамота: почему команды НБА дорожают быстрее клубов из других лиг

«У НБА великолепные позиции для международного роста, — считает глава финансово-консалтинговой компании Galatioto Sports Partners Сэл Галатиото. – Лига предлагает прекрасный продукт, а интерес к баскетболу продолжает расти по всему миру».

Например, в Китае в баскетбол играют около 300 млн человек. Еще в 2015 году НБА подписала пятилетний контракт с местной компанией Tencent (владелец популярных в стране мессенджеров и социальной сети) на показ матчей и другого контента лиги на своих цифровых платформах. Соглашение должно принести НБА больше $800 млн, а переговоры о продление уже начались. У лиги 34 медиа- и маркетинговых партнеров в Китае, а также 144 млн пользователей в соцсетях – больше, чем у любого другого вида спорта.

НБА запустила проект NBA China 10 лет назад, а теперь он стоит более $4 млрд, по словам заместителя комиссара лиги Марка Татума: «Мы отмечаем рост во всех сферах бизнеса – будь то распространение контента, спонсорство или мерчандайзинг».

Это объясняет заоблачные цифры недавних сделок в НБА. Переговоры по продаже баскетбольной франшизы стартуют с десятизначной цифры, а команда из перспективного региона может принести от $2 млрд. В октябре 2017-го лига одобрила покупку «Хьюстон Рокетс»: американский миллиардер Тилман Фертитта выложил за клуб рекордные $2,2 млрд. Однако эту цифру, кажется, вот-вот превзойдет сделка по «Бруклин Нетс». Михаил Прохоров продает 49% акций клуба бизнесмену из Тайваня Джозефу Цаю, соучредителю интернет-компании Alibaba. Цена вопроса – $2,3 млрд. Сделка не включает в себя арену Barclays Center, где команда проводят домашние матчи, однако предоставляет Цаю право выкупить контрольный пакет «Нетс» к концу 2021 года.

На внутреннем рынке бизнес НБА тоже развивается весьма успешно. 9-летний телеконтракт лиги с Time Warner’s TNT и Walt Disney’s ESPN на $24 млрд стартовал в 2014-м – по размеру ежегодной выплаты он в три раза выгоднее прошлого соглашения. Крупная телесделка подкрепляет высокий кредитный рейтинг НБА (в феврале 2018-го агентство Fitch Ratings подтвердил лиге «А–»), что снижает затраты по займам.

Чрезвычайно удачным оказался пилотный проект (рассчитан пока на три года) по размещению рекламного логотипа на майках игроков: 19 команд подписали спонсорские соглашения со среднегодовой ставкой в $9 млн. Результат — около $200 млн новых доходов для лиги, а также новые для баскетбола компании-партнеры (такие как Rakuten, Harley-Davidson и Squarespace). Самый крупный контракт оформила команда «Голден Стейт Уорриорз» – $60 млн на три года за компактный логотип интернет-гиганта Rakuten на форме.

Лидером рейтинга самых дорогих франшиз НБА третий раз подряд стал клуб «Нью-Йорк Никс». Его оценочная стоимость выросла за год на 9% и составляет теперь $3,6 млрд. «Лос-Анджелес Лэйкерз» проваливает сезон за сезоном, но продолжает получать $150 млн в год от местных трансляций – команды из регионов поскромнее зарабатывают на этом в 15 раз меньше – и занимает второе место в списке ($3,3 млрд). На третью позицию вскочила в 2018-м команда «Голден Стэйт Уорриорз». В этом сезоне клуб поднял на 25% цены на билеты, однако проблем с посещаемостью не испытывает — у действующих чемпионов НБА в очереди на сезонные абонементы 40 000 человек. Тарифы на билеты снова вырастут в 2019-м, когда откроют арену Chase Center стоимостью $1 млрд.

Несмотря на растущие зарплаты игроков, бухгалтерия подавляющего большинства команд НБА фиксирует прибыль. Только «Кливленд» показал операционный дефицит в $6,2 млн, чему способствовала раздутая зарплатная ведомость и $25 млн налогового штрафа.

Типичная франшиза НБА по итогам сезона 2016/17 имеет операционную прибыль в $52 млн, что на 68% выше показателей сезона 2015/16, а три команды (лидеры рейтинга – «Никс», «Лэйкерз» и «Уорриорз») заработали больше $100 млн.

Читайте также

 Со школьного двора — в список Forbes: как миллиардеры зарабатывают на баскетболе