Главная » Бизнес » Перегнули рынок: почему в сфере ОСАГО процветает мошенничество

Перегнули рынок: почему в сфере ОСАГО процветает мошенничество

Проблема в том, что при оформлении электронного ОСАГО у страховщика отсутствует возможность проверки информации. Ответной реакцией страховых компаний стало саботирование онлайн-продаж полисов, об этом Forbes рассказал президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. «Например, при попытке оформить полис, сайт страховой компании «перекидывает» пользователя на сайт другой компании. Или страница начинает очень медленно загружаться. Или клиенту предлагается посмотреть длинный рекламный ролик», — отметил юрист.

В результате страдают как страховые компании, теряющие сборы, так и клиенты, испытывающие затруднения в приобретении ОСАГО. Кроме того, в случае ДТП страховщик имеет право предъявить регрессное требование, то есть, взыскать сумму выплаты с автомобилиста, если сумма страховки окажется заниженной.

Оформить за 90 минут

Для противодействия мошенникам РСА предлагает ввести проверку данных клиентов при помощи интерактивных государственных сервисов, а так же официальных данных автопроизводителей (для сверки мощности двигателя), а так же запретить предоставлять сканы документов при оформлении полиса. Кроме того, автостраховщики просят запретить оформлять ОСАГО третьим лицам — только собственниками автомобиля, а время покупки полиса ограничить 90 минутами. Наконец, ввести отсрочку вступления полиса в силу — до трех суток. Последнее нужно, чтобы исключить мошенническую схему, при которой полис оформляется сразу после аварии, которая затем фиксируется ГИБДД.

Подобные меры едва ли остановят злоумышленников, однако создадут неудобства для всех остальных, убежден Тюрников: «Это такая же история, как в свое время случилась с «европротоколом». Страховщики всячески противились введению упрощенной схемы оформления ДТП, так как уповали на достоверность справки об аварии из Автоинспекции. Однако время показало, что мошенникам не составляет труда раздобыть такую справку».

«Рынок ОСАГО развивается крайне неравномерно. Все время какие-то перекосы: то в сторону страховых компаний, и тогда страдают автомобилисты. То, вдруг, начинают перегибать в сторону защиты прав автовладельцев. Сейчас маятник снова на стороне страховых компаний. Однако регулятору было бы разумнее придать рынку  более спокойный эволюционный характер развития», — подытожил президент Ассоциации защиты страхователей.

По мнению председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, мошенничество на рынке ОСАГО провоцируют неадекватно высокие тарифы: «Как указано в Федеральном законе об ОСАГО, 80% всех полученных сумм страховщики обязаны тратить на выплаты. Однако у нас уже много лет выплаты не превышают 60%. Несложно подсчитать, что полис стоит на 20% больше, чем должен. Люди не дураки, они видят, что их заставляют переплачивать и, конечно, зачастую предпочитают покупать сомнительные, но дешевые полисы».

Электронный полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) появился в июле 2015 года. Он должен был решить проблему доступности полисов – особенно актуальную для российских регионов.