Главная » Инвестиции » Бескровная революция. Почему решение женского вопроса все меньше напоминает борьбу

Бескровная революция. Почему решение женского вопроса все меньше напоминает борьбу

Так, если верить The Global Gender Gap Report, то от окончательного равенства нас отделяет 217 лет. Немало, скажем прямо. В свою очередь, данные доклада Women in business аудиторской сети Grant Thornton International, хотя и вселяют больше оптимизма, особенно ростом числа компаний, где есть хотя бы один топ-менеджер-женщина, с 66 до 75%, тем не менее, демонстрируют, что движение к женскому лидерству неравномерно.

Например, по относительной доли женщин в руководстве ключевыми сегментами деятельности мировых компаний наблюдается некоторое снижение — с 25% в 2017 году против 24% в 2018 году, а в России по этому же критерию даже с 23 до 21%.

Женское предпринимательство

Вообще место женщины в бизнесе — тема для нашей страны относительно новая. Российский бизнес молод. Не прошло еще 30 лет с возвращения понятия «частная собственность» в правовое поле после семи десятилетий социалистического хозяйствования. 

Надо сказать, что ситуация в отношении «женского вопроса» складывалась в Советском Союзе довольно противоречиво. С одной стороны, можно считать, что он был решен. С самого начала существования советского государства мужчины и женщины были уравнены в правах. В первой трети двадцатого века феминизм был в моде, а слово «товарищ» не имеет в русском языке женского рода. Участие женщины в созидательном труде и общественной жизни активно приветствовалось, а развитая сеть дошкольных бесплатных учреждений и рекордно низкий пенсионный возраст заслуженно вызывали удивление у иностранцев. Пусть не всегда написанное было равно реальности, но гендерное равноправие в целом соблюдалось. Во всяком случае, официально.

По факту же были традиционно «женские» и «не женские» профессии. Исключения подтверждали правило. На руководящих должностях женщины встречались редко. Но не столько потому, что им чинили препятствия. Чаще просто «так складывалось». Быт занимал много времени, и каждая женщина, которая хотела профессионально развиваться, должна была сделать выбор: семья или карьера. Общественное мнение, весьма сильное в тот период, в качестве единственного верного выбора рассматривало выбор семьи.

Изменение общественного строя и экономических реалий привели к тому, что путь, которые женщины в западных странах прошли за столетие, наши женщины проделали лет за 15. Возможно, это связано с тем, что там речь шла в первую очередь об изменении общественного сознания и законов, у нас же вопрос об участии женщин в управлении был решен, как только был решен бытовой вопрос.

Почему это случилось? И почему так быстро? Главную причину нужно искать  в экономике.

Технологическая революция во всех сферах и отраслях  человеческой жизни абсолютно перевернула уклад жизни в индустриальных странах, в городах. Уменьшение доли физического труда изменило требования к трудовым ресурсам, сегодня заметно, что практически не осталось «женских»  и «мужских» профессий. 

Структура экономики тоже претерпела значительные изменения. Взрывной рост демонстрирует сфера услуг. Доля отраслей входящих в этот экономический сегмент с  1990 года увеличилась в  объеме более чем в два раза и составляет на данный момент более 60% ВВП.

Радикально изменился городской быт. Современная техника позволяет тратить минимум времени на ведение домашнего хозяйства, которое перестало быть исключительно «женским делом». 

Перемены в сознании

Одновременно с бытием изменилось сознание. Общество стало более терпимо к разным формам семейного устройства. Женщина может учиться, достигать академических успехов, делать карьеру в бизнесе. Если семья решит, что мама будет продолжать работу, а папа уйдет в отпуск по уходу за ребенком, то это будет воспринято нормально.

Что же из этого следует? Следует, что:

— у женщин появилась возможность делать выбор, не делая выбор, успешно совмещая карьеру и семью;
— у женщин появился доход, женщина стала самостоятельно принимать решения и владеть ресурсами.

А, значит, женщины стали активными участниками экономических отношений. В ряде отраслей, связанных с оказанием услуг в сфере развития и воспитания детей, отчасти в образовании здравоохранении и индустрии гостеприимства женщины — это самая многочисленная группа покупателей. А кто знает лучше, что нужно женщине? Женщина. Это внешнее обстоятельство обусловливает расширение числа женщин среди принимающих решение сотрудников. То есть не столько под влиянием квот, сколько под влиянием спроса и других внешних обстоятельств руководители компаний должны расширять число женщин среди топ-менеджеров.

Есть и внутренние причины, по которым все больше женщин вовлекается в руководство компаниями. Главная причина — поиск баланса. О разнице в стилях управления между мужчинами и женщинами написано много книг. Есть, безусловно, исключения из правил, но в среднем эти различия остаются. И если среди членов органов управления есть и стратеги-мужчины, которые видят цель и идут вперед, и тактики, оперативные управленцы — женщины, которые методично работают с рисками и доводят намерения до результата, то бизнес компании будет успешен. 

Учитывая все эти факторы, вряд ли можно согласиться с утверждением, что гендерного равенства придется ждать больше двух столетий. Путь представляется более коротким. Возможно потому, что, говоря о женском равенстве или о женском лидерстве, мы все меньше говорим о борьбе и все больше о необходимости, вызванной цивилизационными вызовами. 

Читайте также

Исторический феминизм. Почему в России так много женщин-руководителей