Главная » Инвестиции » Проще пареной репы. Как женщины управляют продуктовым ритейлом

Проще пареной репы. Как женщины управляют продуктовым ритейлом

Что такого видит женщина в магазинной еде, чего не видит мужчина? Мужчина покупает продукты питания по настроению, женщина — по необходимости и следуя четкой логике. Покупки еды мужчиной зависят от огромного количества внешних факторов. Мужчине дали премию и пообещали повысить в должности, ему улыбнулась на работе симпатичная коллега, институтские друзья позвали в баню с продолжением, он выиграл лишние пару тысяч рублей на спортивных ставках.

Женщина же в продуктовом магазине умеет забывать про все бытовые мелочи, будь то прическа, маникюр или злой начальник. Беря в руки продуктовую тележку, она превращается в Евклида, Лобачевского и Колмогорова, еще не увидев первый ценник. Она в уме пересчитывает завешенные граммы для блюда на сковородке, учитывает склонность старшей дочери постоянно просить добавку и в тайне рассчитывает, что муж завтра поужинает с коллегами, и два стейка трески могут полежать в резерве в морозилке.

Мы проводили опрос покупателей в 13 магазинах нашей сети, в котором приняли участие 650 человек, 76% которых оказались представительницами женского пола. 92% женщин смогли четко назвать сумму, которую планировали потратить, плюс-минус 150 рублей. 78%  назвали конкретное количество позиций для покупки, а 55% даже оперировали конкретными марками производителей консервов, хотя для рыбной отрасли брендовые покупательские предпочтения находятся в зачаточном состоянии, в отличие от той же мясной и молочной продукции.

Среди мужчин только 27% смогли сказать, зачем конкретно пришли в магазин. 64% выразили свои покупательские настроения желанием «купить что-нибудь вкусненького», и 59% сообщили, что колебания кассового чека до двух тысяч рублей не являются поводом для предварительной калькуляции покупок. 

Женский фактор играет огромную роль при прямых коммуникациях в торговом зале. В небольших супермаркетах, где сотрудник совмещает функции продавца, кассира и консультанта, имидж «опытной соседки» может сделать посетительницу постоянным клиентом только за счет правильных и ненавязчивых советов при выборе продукции. Женщине-покупателю в принципе трудно навязать дополнительный товар, который бы превысил ее разовый финансовый лимит. Поэтому продавщица может «по-соседски» порекомендовать прикупить что-то впрок. Во-первых, пока цена не подросла, во-вторых, чтобы сэкономить время на следующем визите, в-третьих, можно обменяться рецептами приготовления блюд. Это работает на все 100%, особенно в регионах. У опытной продавщицы всегда найдется, чем удивить дотошную покупательницу, которая приходит в магазин еще и за общением.

Тренинг продавцов в специализированных торговых сетях обязательно включает в себя гендерный фактор, особенно если владелец или управляющий в магазине тоже женщина. Гендерный тренинг — это не умение «влезть в душу и втереться в доверие». Женщин-продавцов учат в первую очередь внимательности и профессиональному такту. Например, следует всегда смотреть на другие покупки женщины-покупательницы. Наличие детских подгузников в сумке означает не только возможность поговорить о чадах, но и предложить покупательнице продукты для детей. Торжественный наряд, сочный макияж и букет цветов дадут повод обсудить праздничные деликатесы. В общем, ничего сенсационного, но это работает. Женщина «любит ушами» даже в продуктовом магазине.

Логично, что продавцов-женщин проще подбирать и контролировать руководителю одного с ними пола, поэтому в отделе кадров крупных ритейлеров мы наблюдаем прекрасных девушек, как и в отделах управления торговыми точками. Продвигать товар также все чаще доверяют дамам, в связи с чем маркетингом в ритейле тоже заведует прекрасный пол.

Подводя итог, можно сказать, что функция поиска и выбора правильной еды заложена в женщинах с давних времен, поэтому неудивительно, что в современном мире в продуктовом ритейле мы оказываемся у руля.

Читайте также

Сочный бизнес: как заработать на здоровом питании