Главная » Экономика » Ирина Медведева: Поставив себя на место ребенка, взрослый начинает думать по-другому

Ирина Медведева: Поставив себя на место ребенка, взрослый начинает думать по-другому

Ирина Медведева. Фото: ИА PrimaMedia

25 апреля, PrimaMedia. Молодых родителей в нескольких городах Приморского края в этом году пригласили на занятия в школе выходного дня – проект «От нуля до букваря», направленный на повышение воспитательных компетенций, проходит в основном по субботам. О том, как возникла идея передвижной родительской школы, в интервью ИА PrimaMedia рассказала председатель Совета многодетных родителей Приморского края Ирина Медведева.

— Ирина Петровна, мы встретились, чтобы поговорить о проекте, который в этом году победил в конкурсе президентских грантов. Как он называется?

— Передвижная школа-квест для эффективных родителей «От нуля до букваря».

— Кто придумал такое название?

— Сначала об истории расскажу. В прошлом году зимой у нас прокатилась волна детских самоубийств. После этого мы стали делать классные собрания для родителей. В процессе проведения и подготовки этих собраний мы осознали простую вещь: родители разучились быть родителями! Они готовы переложить ответственность за воспитание детей на кого угодно, при этом себя как-то отмежёвывают. Мы стали думать, что с этим делать, и поняли, что родителей надо заново учить. Начали с определенной аудитории. Родителю всегда столько лет, сколько его ребенку. Поэтому мы решили начать с родителей дошкольников, чтобы эти знания и умения закладывались постепенно, и к подростковому возрасту родители подходили в самом прекрасном раскладе — друзьями своих детей или хотя бы готовыми к их нестандартному поведению.

Название предложил наш партнер. Проект мы реализовываем не только на средства президентского гранта, но и в партнерстве с агентством образовательных инициатив «Класс-ДВ», руководит которым Елена Алексеевна Григорьева. У нас было несколько вариантов, но этот нам показался более удачным.

— Откуда вы привлекали родителей? Как вы их находили?

— Проект, конечно, в основном ориентирован на молодых родителей, от 20 до 30 лет. Это молодые, современные люди. Большую часть своих знаний черпают в интернете. Им, наверное, некомфортно сидеть на лекциях, поэтому у нас такая интерактивная форма взаимодействия. Мы размещаем объявления, у нас создан специальный сайт. При поддержке администрации Приморского края плотно работаем с управлениями образования на территориях, которые и распространяют наши объявления среди дошкольных учреждений. У нас в проекте 5 территорий — в Спасске, в Находке, Арсеньеве, 28 числа будем в Дальнегорске, и завершает проект большая школа во Владивостоке. Проект — победитель второго конкурса президентских грантов 2017 года, а его реализация идет с 2018 года.

— Вы говорили, что приходит даже больше людей, чем вы рассчитывали.

— Да. Школа рассчитана на 40 человек, потому что она построена как групповая консультация, и работа в группах по 10-15 человек наиболее комфортна. Мы рассчитывали на 40, но не отказываем, если людей приходит больше. Это даже замечательно, что наши родители проявляют такую активность и хотят получить новые знания.

— Теперь расскажите о том, как это происходит.

— Как я и говорила, это интерактивный формат в плане того, что работа школы рассчитана на 8 академических часов, работа с утра и до вечера. Состоит она из трех этапов. Первый — это консультативный этап, где родители поочередно проходят 4 станции: педагогики, психологии, педиатрии и права. При этом родители не приходят слушать лекцию о детстве в целом, что, наверное, никому не интересно. Мы их разбиваем на группы по возрастам детей. Существует маршрутный лист. Родители сами строят свой маршрут, приходят на первую станцию, где им рассказывают о конкретном возрасте их ребенка. И работа на каждой станции так строится. Сначала общие особенности, а потом индивидуальные ответы на вопросы, поиск решений. Так работаем первые 5 часов. Потом у нас идут практические занятия в так называемых лабораториях, направления и тематику которых выбирает специалист. Отталкиваясь от заранее заданных вопросов, преподаватель (мы их называем пилотами) строит свою работу. Родитель выбирает из 4 названий лабораторий то, что ему наиболее интересно. На практике трех проведенных школ у нас уже сложились названия. Если лаборатория психологии, то это «Как понять ребенка через сказку?». Если лаборатория педагогики, то «Как правильно научиться играть с ребенком?». Если лаборатория педиатрии, то наш замечательный педиатр рассказывает о догоспитализационной помощи ребенку. Правовая называется «Как защитить права своего ребенка?».

Третий этап небольшой, завершающий — это игра «Город у моря». Она включает в себя соревновательный момент, закрепление полученных знаний и общую рефлексию по итогу дня.

— Кто ведет лабораторию со сказкой?

— Пилотом на станции психологии у нас Елена Михайловна Стаценко — практикующий психолог, преподаватель школы ДВФУ. На станции педагогики у нас магистр педагогики Галина Валерьевна Бойко, она же преподаватель ПКИРО. В педиатрии у нас Анастасия Анатольевна Черникова, внештатный краевой инфекционист. Правовую лабораторию у нас ведет Елена Алексеевна Григорьева. Она учредитель и создатель Агентства образовательных инициатив, в настоящий момент она ректор Приморского краевого института развития образования (ПКИРО). Состав действительно звездный, специалисты своего дела, люди действительно очень компетентные в дошкольном детстве. Поскольку я внешний наблюдатель, организатор, не веду станции, мне со стороны очень интересно наблюдать, как раскрываются люди, как наши специалисты вовлекают их в работу. Люди приходят разные, с разным настроем. Первый час работы лабораторий очень сложен. Надо настроить людей на работу, и абсолютно у всех наших пилотов это получается. И у всех положительные эмоции остаются. Хорошие отзывы людей вселяют в нас уверенность в том, что проект должен жить, расширяться на другие территории, охватывать другие возрасты. На территории ПК действительно необходимо создание какого-то центра родительского просвещения.

— На каких территориях вы уже побывали с проектом?

— У нас была небольшая апробационная фокусная площадка во Владивостоке в феврале. В марте мы были в Спасске и Находке, апрель начался с Арсеньева, 28 апреля мы будем в Дальнегорске, а 12 мая мы завершаем проект во Владивостоке. Проект небольшой, на 5 месяцев, можно считать его пилотным, призванным изучить запросы родителей, показать, что мы можем.

— То есть вы предвидите продолжение?

— По реакции родителей я понимаю, что это нужно. Осталось только найти на это средства.

— Вы рассчитывали на победу в президентском гранте?

— Это вообще очень сложная вещь. Я часто проходила всевозможные семинары по написанию грантов. Для себя сделала вывод, что очень важен посыл для написания проекта. Твой проект может быть несовершенен, но если ты понимаешь, что он нужен, то он всегда побеждает. Проект, написанный без души… сложно сказать, что он победит. Если ты вкладываешь в него хорошую идею, то шансов у него больше.

— Краевые гранты ведь тоже возможны?

— Да, но в них нет направления поддержки семьи, материнства и детства. Там 4 направления: развитие гражданского общества, развитие международных отношений, поддержка ветеранов и поддержка инвалидов. Наше направление выпало. Мы постоянно об этом говорим, что нужно отдельное направление и финансирование.

— Может что-то изменится, и они появятся. Можете рассказать поподробнее об экономике проекта? Из чего она складывается?

— Большая часть затрат — это перемещение по краю, проезд, проживание в гостинице. Школы начинаются рано, приходится приезжать заранее, чтобы педагоги были отдохнувшими. Также это печать авторских пособий, созданных нашими пилотами, здесь абсолютно эксклюзивная информация.

— Где его можно достать или купить?

— Достать его не получится, придется прийти в школу. Мы даем это участникам школы, чтобы они не только прослушали, но и ушли с раздаточным материалом, чтобы обращаться к нему в дальнейшем. Грант у нас небольшой — 811 тысяч — и это расходы по всем территориям: печать пособий, проезд, зарплата преподавателям.

— Какова обратная связь, что говорят родители? Были яркие отзывы об этом проекте?

— Уникальность школы в том, что она каждый раз разная. Очень многое зависит от аудитории. Родители приходят разные. Но в итоге все всегда очень благодарны. Потому что хотя бы на этот день мы заставляем людей задуматься о своем отношении и своей роли в семье, о своем отношении к детям. Очень часто на завершающем этапе мы слышим и видим, как люди немного меняются. Они говорят, что что-то поняли, что-то вынесли для себя, осознают, что в той или иной ситуации они не правы. Вся школа пытается поставить взрослого на место ребенка. Только поставив себя на место ребенка, взрослый начинает думать по-другому.

— Учит пониманию.

— Да, однозначно. Самое важное, что выносят из школы родители — это осознание важности своей роли в жизни ребенка. Она на это направлена. Дети — наше все, и роль родителей не заключается в том, что накормить, одеть, обеспечить. Роль родителей намного шире. Не всегда материальные блага могут заменить 5 минут простого человеческого общения. Все мы призываем к тому, что со своими детьми нужно общаться, дружить, их надо поддерживать. Самое главное в ваших взаимоотношениях с ребенком — это именно общение.

— Что говорят ваши уважаемые эксперты по поводу того, какой возраст сложнее — дошкольный или, к примеру, подростковый?

— В каждом возрасте есть свои кризисы. Бывает кризис 3 лет, 6 лет. Всегда очень сложен первый класс. Потом подростковый период. Детство не делится на какие-то границы по сложности. Это сложный процесс взаимодействия родителей и ребенка.

У японцев есть такая истина, что ребенок — это сосуд, который дан вам богом. Задача родителей наполнить этот сосуд недостающими хорошими качествами и, самое главное, не расплескать его. Дети очень тонко чувствуют психологическое и другое поведение родителей. Они — ваше зеркальное отражение. Как вы себя чувствуете и ведете в данный момент, так будет вести и чувствовать себя ваш ребенок. Ребенок будет пытаться привлечь ваше внимание любым способом. Именно наша реакция на детей строит наши дальнейшие отношения с ними. Если мы в детстве не научимся правильно вести себя с ребенком, реагировать на все его вызовы, просьбы, то потом в подростковом возрасте нам все это аукнется.

— Как вы думаете, сейчас всеми этими речами о большой родительской ответственности мы не отпугнем тех молодых людей, которые еще не завели детей? Которые думают, а стоит ли брать на себя такой груз?

— Конечно, нет. Дети — это счастье. Наша жизнь никогда не будет полноценной без детей. Да, это груз. Да, это ответственность. Но то, что вам взамен дарит ребенок, вы никогда и ни с чем не сравните. Никакие блага мира не смогут заменить детскую любовь.

— Родители еще задают вопрос, смогут ли они дать ребенку столько любви, сколько требуется.

— Пусть приходят. Даже если они еще не родители, мы расскажем, поможем и научим.

Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia «Гражданское НКОбщество». Цели проекта — регулярно информировать широкую аудиторию деятельности приморских НКО, помочь социально ориентированным некоммерческим организациям обрести голос в медийном пространстве, способствовать формированию социальной ответственности у молодого поколения приморцев.